Том 324 № 6 (2014): Социально-гуманитарные технологии

Человек вопрошающий. О назначении философа

Актуальность и цель исследования. Работа выполнена на актуальную для методологии философии тему. Предметом исследования выступает философия как особая форма познания бытия. Цель исследования - раскрытие предметного содержания и онтологической природы философии с авторской точки зрения. Методы исследования. В качестве методологии исследования предлагается феноменологический подход, который определяет местоположение философского дискурса и ментальный ландшафт в философском сообществе. Результаты. Сущность философии и её предназначение на протяжении последнего столетия активно обсуждается мыслителями, которые предлагают несколько подходов к её предметному самоопределению. Философия, с точки зрения автора, есть экзистенциально-феноменологическая аналитика и прагматика бытия сущего-вообще. Толкование философии включает в себя несколько процедур аналитического погружения в бытие: выделение субъективного измерения бытия (бытие-для-себя), характеристика феноменальной картины бытия (смысловая структура бытия), а также определение свойств целостных феноменов с позиции субъективно-всеобщего. Выводы. В заключение автор приходит к выводу, что с точки зрения феноменологического подхода философия воспринимает бытие (и мир) как предмет истолкования. Она ставит своей целью прояснение и "высвечивание" смысла (смыслов) целостных феноменов бытия. Автор предлагает новую трактовку философии. По его мнению, бытие сущего-вообще можно постичь, исходя лишь из возможной экзистенции человека и только как субъективно-всеобщее в мире феноменов, данных ему в сознании. Указанные положения могут быть использованы в области философского образования и в непрекращающихся дискуссиях на тему о предмете философии.

Ключевые слова:

человек, культура, философия, познание, созерцание, философствование, ценности, бытие, сущее, мир, целое, смысл, экзистенция, трансценденция, дух, свобода, событие, вопрошание, коммуникация

Авторы:

Юрий Михайлович Резник

Скачать bulletin_tpu-2014-324-6-03.pdf